вторник, 7 апреля 2020 г.

О силе слова


Всегда, когда я рассказываю эту историю, вспоминая события моего раннего детства, невольно наворачиваются слезы. И это не слезы жалости, а искренние слезы сочувствия людям, пережившим личные и социальные трагедии нашего общества.

          И так, об этом моменте подробнее…   
Жили мы очень бедно. Порой хлеба в доме не было, а нас у родителей было уже двое. Я, младший тогда,  мне было около четырех лет.  Меня часто отправляли пожить к бабушке, что бы освободить себе руки для работы. Старший брат уже мог и дома помочь немного, а меня – на воспитание…  И занималась мной исключительно моя крестная мама Нина. Она не работала в то время на производстве, поскольку ухаживала за своей мамой – инвалидом.  Конечно, самым основным занятием длинными вечерами у нас было чтение. Она очень любила читать и всегда читала мне вслух. И так к пяти годам, не умея читать самостоятельно, я уже знал на память, иногда не понимая смысла некоторых слов,  все произведения А. С Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Тургенева, Тютчева, и многих других поэтов и прозаиков.  Благодаря моей феноменальной памяти,  мне не нужно было повторять дважды, все откладывалось с первого прочтения.  У моих дедушки и бабушки было шестеро детей,  и все они разъехались по Украине, как только завели свои семьи, но старались материально помогать родителям.  Иногда крестная ездила к ним в гости и брала меня с собой.   И вот однажды едим мы с ней в плацкарте  в Крым к ее брату Федору, народу не пройти по вагону! Вместе с нами едет семья крымских татар. И вот старший (видимо глава семьи),  попросил  меня рассказать  стишок.    Говорит: « А ну внучек, знаешь этот стишок – идет бычок качается..? Расскажи нам что знаешь»,  а меня долго просить не нужно. Он взял меня, поставил на стол, как на сцену, и я начал пафосно, по взрослому, с чувством, с толком и расстановкой:  - Во глубине Сибирских руд храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремление. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут,  и свобода вас примет радостно у входа и братья меч  вам отдадут!   А когда я закончил читать – у всех моих слушателей брызнули слезы! Я, конечно, не понимал тогда, что задел за больное. Но это и меня поразило глубоко. Тогда этот аксакал достает три рубля и дает их мне со словами: - «На, внучек на мороженое, ты заработал!» А я сразу же отдаю их крестной  со словами – возьмите, мама, на хлебушек!  После чего все дружно, не стесняясь,  брызнули слезами еще сильнее и начали рыдать!  Я, в недоумении, говорю – «Да не плачьте, я вам еще почитаю!»  и снова новый всплеск непроизвольных слез и эмоций!  И так я, начиная от Новоалексеевки и до самого Симферополя, читал стихи и прозу, неоднократно срывая овации!
Спустя много лет, изучая историю депортации крымских татар,  я все еще не могу без слез вспоминать этих людей, их жизненные трагедии и всегда помню силу слова сказанного в нужное время в нужном месте! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий